Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) – русский композитор, которого называют величайшим музыкальным сказочником: большая часть его произведений написана на сказочные сюжеты.
Николай Андреевич родился 18 марта 1844 года в музыкальной семье, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя любили петь народные песни. Уже в раннем возрасте, родители обратили внимание, на музыкальные способности своего сына родители. Ника, как называли его родные, которому не было ещё и двух лет, хорошо усваивал мелодии, которые напевала ему мама. В трёхлетнем возрасте, когда, отец играл на фортепиано, мальчик отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет юный Римский-Корсаков начал играть на фортепиано.
В детстве Римский-Корсаков получал домашнее обучение, как и остальные дворянские дети той эпохи. Он рано полюбил музыку и чтение, причём книги ему нравились гораздо больше.
Попытку написать свое первое музыкальное произведение – увертюру Ника предпринял в девять лет. Но занимаясь музыкой, Николай мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. К шестнадцати годам начинающий композитор всерьёз увлёкся музыкой. Чувствуя необходимость получить лучшее музыкальное образование, он начал регулярно брать уроки у знаменитого пианиста и педагога Ф. А. Канилле.
Огромное влияние на творчество Римского-Корсакова оказала «Могучая кучка», объединение композиторов той эпохи, с которыми он познакомился и подружился. В их число входили Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Милий Балакирев и другие знаменитости. Своё первое крупное произведение, «Первую симфонию», Николай Андреевич написал, когда ему было 18 лет.
В 1863-1864 годах Римский-Корсаков на борту военного судна, на котором он служил, принял участие в экспедиции к берегам Северной Америки.
За годы службы композитор много попутешествовал, он посетил множество стран – Англию, Бразилию, Швецию, США, Испанию и ряд других. Но военная служба не оставляла ему времени на творчество.
На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, но вернувшись из путешествия, Николай Андреевич окончательно решил стать композитором. Одновременно он служит по морскому ведомству, в инспекции оркестров флота.
В это время композитор начинает работу над оперой «Садко», пишет увертюры, сочинение «Сербская фантазия» (1867). Он был влюблён в богатейшую художественную культуру, историю и быт русского народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.
На основе сказки А.С. Пушкина, Римский-Корсаков написал свою, музыкальную, сказку-оперу о царе Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. Фрагмент из этого произведения «Три чуда» передаёт через музыку живописные картины. Тут и белочка, что грызёт золотые орешки, распевая: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь.
Симфоническую сюиту «Шехеразада» композитор написал по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и портретов сказочных героев.
С детства влюблённый в природу, композитор передавал её очарование в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере-балете «Млада».
Не забывал в своих произведениях композитор и о своей любви к морю – он описал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба.
Расцвет творчества композитора пришелся на девяностые годы. В это время были написаны «Снегурочка» и «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), закончена опера «Садко» (1897), Симфония №2, «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» (1898). В 1906 году Римский-Корсаков становится членом Шведской академии. Его опера «Царская невеста» входит в топ-100 самых популярных опер всего мира. Это произведение и по сей день часто исполняется в консерваториях и концертных залах разных стран. Среди его сочинений – 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Значительный вклад Римский-Корсаков внес в педагогическую деятельность, будучи профессором консерватории и директором музыкальной школы. Среди его учеников были С. Прокофьев, И. Стравинский, А. Глазунов.
Римский-Корсаков был не только талантливым композитором, но и великолепным пианистом, а также профессиональным дирижёром. На своих концертах он обычно дирижировал сам.
Во время революции 1905 года Николай Андреевич занимал либеральную позицию и даже на время оставил преподавание в консерватории, из-за несогласия с администрацией. В последние годы жизни он много времени проводил в усадьбе под Петербургом.
В 1908 году, когда он узнал о том, что его сатирическая опера «Золотой петушок» оказалась запрещена цензурой, потому что цензоры усмотрели в её либретто насмешку над образом императора, с ним случился инфаркт. Спустя два дня композитора нестало. Большее количество фактов биографии Римского-Корсакова дошло до нас благодаря его жене. Спустя год после смерти супруга она опубликовала его автобиографическое произведение «Летопись моей музыкальной жизни», которое он написал, но не успел привести в порядок и издать.
Произведения Николая Андреевича широко используются в кинематографе, его музыка звучит в более чем 150 фильмов самых разных жанров, от сказок до антиутопии и фантастики. Также её можно услышать в популярных сериалах «Теория Большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму».
Единственный фильм о жизни Римского-Корсакова так и называется – «Римский-Корсаков». Он был снят в 1953 году на киностудии Ленфильм.
Н. А. Римский-Корсаков величайший русский композитор, являющийся олицетворением русского фольклора и народной традиции. Его творческие замыслы нашли свою реализацию во многих произведениях, поистине являющихся ярчайшими шедеврами мирового уровня. Его имя – творческий маяк и пример самозабвенного служения искусству, каждодневного труда и преданной любви к своему народу.
Книги о композиторе в фонде библиотеки:
1. Евсеев Б. Т. Русские композиторы : [история музыкальной культуры России в рассказах о великих композиторах]. – М. : Белый город, 2002. – 48 с.
2. Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М. : Музыка, 1979. – 128 с.
3. Музыканты и композиторы : краткий биографический словарь. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480 с.
4. Никитина Л. Д. История русской музыки : популярные лекции. – М. : Издательский центр "Академия", 200. – 272 с.
5. Озерецковская И. С. Сказка о царе Салтане Н. А. Римского-Корсакова. – М. : Музыка, 1984. – 48 с.
6. Оржеховская Ф. М. Пять портретов : повести о русских композиторах. – М. : Детская литература, 1982. – 160 с.
7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. – М. : Музыка, 1977. – 112 с.
8. Римская-Корсакова Т. В. Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова : из семейной переписки. – СПб. : Композитор, 1995. – 280 с.
9. Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. – М. : Музыка, 1987. – 96 с.
10. Сто великих композиторов. – М. : Вече, 2001. – 624 с.