«Музыка Скрябина – это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью».
Б. В. Астафьев
Александр Николаевич Скрябин – русский композитор, пианист, педагог. Его творчество – одно из самых замечательных явлений музыки начала XX столетия. Смелый художник-новатор, он создал целый мир новых, глубоко своеобразных образов. Для их воплощения он нашел исключительно яркий, оригинальный музыкальный язык, расширивший выразительные возможности музыкального искусства. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств – музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. В числе сочинений Александра Николаевича Скрябина – 3 симфонии, симфоническая поэма «Мечты», для фортепьяно – 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.
Александр Скрябин родился в 1872 году в Москве в дворянской семье. Его отец был дипломатом, а мать – талантливой пианисткой. Когда мальчику был год, его мама умерла. Забота о маленьком Сашеньке целиком легла на бабушек и тетю, Любовь Александровну Скрябину, ставшую для него первой учительницей музыки.
Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. По слуху он легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других инструментах. К роялю мальчик относился как к живому существу – прежде, чем пойти спать, он целовал инструмент. Тетя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну и тот был поражен музыкальным талантом Скрябина. Часто Сашу брали в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С большим увлечением он следил за дирижёром, оркестрантами, выяснял названия инструментов.
Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы, а в восемь начал сочинять собственную музыку. В 1882 году юного Скрябина отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. Увлечение музыкой Шопена повлияло на творчество Скрябина, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой. Композиторским дебютом музыканта стали фортепианные миниатюры.
В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал». Скрябина отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие.
3 января 1896 года Александр Николаевич Скрябин впервые дает авторский зарубежный концерт в Париже. Несколько дней спустя его ждали в Брюсселе, Гааге, Кёльне. Публика восторженно принимала нового автора. В 1987 году в издательстве Беляева вышли 47 Прелюдий в каждой тональности. В 1898 году в возрасте двадцати шести лет А. Н. Скрябин становится профессором Московской консерватории.
Уникальным произведением Скрябина можно назвать Прелюдию – Ноктюрн для левой руки. Одним из самых популярных произведений композитора является «Этюд до-диез минор», симфония «Божественная поэма», поэма «Прометей» (Поэма огня), где задействован оркестр с органом и хор, поющий без слов.
27 апреля 1915 года в самом расцвете сил и таланта Скрябина не стало.
В память о композиторе в 1922 году в Москве был официально открыт для посетителей музей Скрябина и по сей день действующий, как Мемориальный музей А. Н. Скрябина. По музыке композитора в 1962 году Касьяном Голейзовским в Большом театре был поставлен балет «Скрябиниана.
Книги о композиторе А. Н. Скрябине, которые вы можете прочитать в нашей библиотеке:
1. Блок В. Русская и советская музыка : хрестоматия / В. Блок. – М. : Просвещение, 1977. – 338 с.
2. Бэлза И. Александр Николаевич Скрябин / И. Бэлза. – М. : Музыка, 1983. – 136 с.
3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах: малая энциклопедия / В. Васина – Гроссман. – М. : Детская литература, 1986. – 192 с. : ил.
4. Кандыба В. Люди и феномены: удивительные феномены разных стран и эпох / В. Кандыба. – СПб : Лань, 1998. – 446 с.
5. Комарова И. Музыканты и композиторы: краткий биографический словарь / И. Комарова. – М. : Рипол-Классик, 2002. – 480 с.
6. Миллер Я. Шеренга великих композиторов / Я. Миллер. – Варшава: Наша Ксенгарня, 1975. – 128 с.
7. Самин Д. Сто великих композиторов / Д. Самин. – М. : Вече, 2001. – 624 с.
8. Третьякова Л. Страницы русской музыки : русская классическая музыка на рубеже ХIХ-ХХ веков / Л. Третьякова. – М. : Знание, 1979. – 160 с.