Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.
От восторга цирк немеет.
Хохочу, держась за папу,
А Медведь рычать не смеет,
Лишь сосет потешно лапу,
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
Агния Барто
Международный день цирка отмечается с 2010 года ежегодно, в третью субботу апреля, в 2022 году - 16 апреля.
Чтобы отметить огромный вклад, который внесло цирковое искусство в культурное развитие общества, Европейская цирковая ассоциация выступила с инициативой проведения праздника – Международного дня цирка.
День цирка – праздник радости, смеха, развлечений, а главное невероятных умений, смелости, таланта и профессионализма. Традиционно в этот день проводятся представления: дрессированные животные, акробаты, клоуны, танцоры, спецэффекты – это и многое другое можно увидеть под куполом цирка. Все мероприятия направлены на то, чтобы каждый мог почувствовать себя причастным к невероятной атмосфере праздника, волшебства, веселья и хорошего настроения.
Первый в мире цирк появился в Англии в середине 18 века благодаря Филиппу Астлею, который построил в 1780 году школу верховой езды. Помимо выступлений наездников, здесь стали показывать мастерство жонглёров, акробатов, канатоходцев, клоунов. Популярность таких представлений привела к возникновению передвижных цирков – шапито. Они были разборными и перевозились из города в город.
Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями.
В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России – «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом – и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.
Через три года братья открыли цирк в Саратове, он просуществовал до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.
Новое здание Саратовского цирка возвели по проекту архитектора Бориса Виленского. Именно здесь свой творческий путь начинали известные комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), работали дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные.
Идея создания цирка в Петербурге не раз посещала русских меценатов, но переломным моментом стало появление в городе труппы австрийского циркача Карла Гинне. На свои деньги Гинне начал строительство деревянного цирка, а когда покинул Петербург, это новое здание перешло в собственность итальянца Гаэтано Чинизелли, который решил возвести первый в России каменный цирк на набережной реки Фонтанки. Именно там и стоит Петербургский цирк, открытый в 1877 году. Но представления в новом здании не имели большого успеха и семья Чинизелли обанкротилась.
В 2015 году цирк на Фонтанке не только реконструировали по последнему слову «цирковой моды», но и вернули ему имя итальянских основателей. Сегодня цирк сочетает в себе не только классические номера, но и цифровые технологии, лазерные и огненные шоу.
История циркового искусства на территории нашего края берет начало с 19 века. В это время уездный г. Луганск становится крупным промышленным и торговым центром юго-востока Российской империи. Город был и своеобразным оазисом культуры в бескрайних степях Придонцовья. На Базарной площади, в театре купца Блинова, блистали своим мастерством заезжие труппы. В городе работали частные музыкальные школы, популярны были концерты оркестров.
Первые упоминания о Луганском цирке относятся к 1896 году. В этот период на месте осушенного пруда патронного завода, расположенного между Почтовой и Канавной улиц (ныне Свердлова), был построен балаган – летнее цирковое помещение.
Об особом отношении луганчан к цирку свидетельствует тот факт, что городская дума 15 октября 1912 года принимает решение о строительстве нового здания цирка, отвечающего потребностям того времени.
Однако начавшаяся первая мировая война помешала этому плану. Новое здание цирка было построено только в 30-ых годах ХХ века на территории городского парка им.1 Мая. Долгое время оно считалось лучшим в Донбассе.
В годы Великой Отечественной войны здание цирка, в котором располагался склад боеприпасов, было взорвано при обстреле железнодорожного вокзала.
История строительства третьего циркового здания в Луганске относится к 1965 году. В этот год на коллегии Министерства культуры СССР было принято решение к 50-летию Советского цирка (1969 г.) построить в стране 50 новых зданий цирков. Луганск не попадал в перечень городов, где планировалось строительство, по количеству населения. Однако, руководитель области В.В.Шевченко принимает решение о строительстве здания собственными силами и за счет области.
Основной объем строительных работ был выполнен под началом Геннадия Михайловича Трахтенберга (1917–2000 г.г.), представителя старинной цирковой династии Боско.
29 ноября 1971 года Луганский цирк принял своих первых зрителей – строителей, представителей трудовых коллективов и организаций, принимавших участие в сооружении циркового здания.
Первыми артистами, вышедшими на арену Луганского цирка были: клоуны – Народный артист СССР Юрий Никулин и Заслуженный артист РСФСР Михаил Шуйдин.
Интересные факты о цирке
Манеж в цирке всегда одного и того же диаметра, независимо от количества мест и размера здания. Причем такие стандарты существуют во всем мире. Диаметр манежа – 13 метров.
Филип Астлей считается и основателем жанра клоунады. Он нанимал людей, совершенно не умеющих управлять лошадью. Естественно, такой человек падал, вызывая смех зрителей. Чаще всего удавалось уговорить на такую роль человека в нетрезвом состоянии. Вот поэтому, у клоуна красный нос.
Самое опасное животное для дрессировки – медведь. По нему не видно недовольства, отчего напасть он может совершенно внезапно.
В 1972 году медвежий цирк Валентина Филатова гастролировал по ФРГ. Медведица по кличке Девочка так лихо гоняла по арене на мотоцикле, что власти города Штутгарт выдали ей водительское удостоверение.
Клоуны – народ суеверны. Например, они считают, что грызть семечки – плохая примета. Могут упасть кассовые сборы, или, как говорят сами клоуны, «зрителей повыщелукиваешь». А вот число 13 у цирковых артистов считается счастливым, недаром диаметр арены равен 13 м. Московский цирк на Цветном бульваре разместился в доме №13, а в его партере – 13 рядов.
Ведущий цирковой программы называется шпрехшталмейстер. Он объявляет номера программы, участвует в клоунских постановках, следит за соблюдением правил безопасности.
В 1833 году американский дрессировщик исполнил крайне опасный трюк – положил голову в пасть льва. Королева Виктория была настолько восхищена увиденным, что посетила представление еще пять раз.
Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.
Цирковым клоуном с самыми большими ботинками был Коко (Николай Поляков). Он носил 58-й размер.
Литература по теме, которую вы можете найти в библиотеке:
1. Акопян А. А. 50 занимательных фокусов. – М. : Искусство, 1964. – 100 с.
2. Анисимов М. Д. Дрессировка лошадей в цирке. – М. : Искусство, 1979. – 232 с.
3. Бабушкин Л. С. Цирк в объективе : [очерки]. – М. : Детская литература, 1988. – 144 с.
4. Вильсон М. Фокусы и трюки. Шаг за шагом : полный курс. – М. : Эксмо, 2003. – 476 с.
5. Вяткин Б. П. Жизнь клоуна. – Л. : Искусство, 1975. – 136 с.
6. Гуревич З. Б. Эквилибристика : [учебник]. – М. : Искусство, 1982. – 192 с.
7. Дмитриев Ю. А. Знаменитые клоуны. – К. : Мистецтво, 1989. – 226 с.
8. Жандо Д. История мирового цирка. – М. : Искусство, 1984. – 192 с.
9. Искусство клоунады. – М. : Искусство, 1969. – 328 с.
10. Карташкин А. С. Фокусы : занимательная энциклопедия. – М. : Искатель, 1997. – 544 с.
11. Коляда М. Г. Увлекательная энциклопедия фокусов. – Донецк : БАО, 2005. – 304 с.
12. Куклачев Ю. Д. Любимые мои кошки. – К. : Час, 1992. – 126 с.
13. Куклачев Ю. Д. Юрий Куклачев и его 120 кошек. – Донецк : Сталкер, 1998. – 336 с.
14. Лиханов А. А. Цирковые циркачи : повесть. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 112 с.
15. Лучшая книга знаменитых фокусов. – Донецк : Сталкер, 2007. – 432 с.
16. Пепейн (П. Ван Пюттен) Как я стал фокусником. – Пермь : Урал-Пресс, 1993. – 64 с.
17. Под цирковым шатром. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1973. – 112 с.
18. Сосин А. И. Люди-мячики : 55 лет на арене цирка. – М. : Искусство, 1960. – 188 с.
19. Таланов А. В. Братья Дуровы. – М. : Искусство, 1971. – 208 с.
20. Фокусы : маги, чудеса, трюки, иллюзии. – М. : АСТ, 2001. – 64 с.
21. Фокусы. – М. : Росмэн, 2011. – 64 с.
22. Цирк : маленькая энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1979. – 448 с.
23. Черненко И. М. Здравствуй, Цирк !. – М. : Молодая гвардия, 1968. – 160 с.
24. Ширай А. Н. Цирк на сцене : сценарии номеров для народных цирков. – М. : Искусство, 1974. – 192 с.
25. Энциклопедический словарь юного зрителя : театр, кино, цирк, эстрада, телевидение. – М. : Педагогика, 1989. – 416 с.