«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
В. М. Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, чье имя и картины известны на всех континентах мира. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства – театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Свыше десяти лет своей творческой жизни он посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Васнецов создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область, Россия) в семье священника. Детство его прошло в деревне Рябово. Отец, Михаил Васильевич, будучи человеком образованным, старался дать детям разностороннее образование: их обучали грамоте, арифметике, читали им научные журналы, учили рисованию и резьбе по дереву.
Мотивами первых натурных зарисовок Виктора стали деревенские пейзажи. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса. В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем – в семинарию. Изучение древнерусской литературы, летописных сводов, притч, зародило в начинающем художнике интерес к старине.
В 1867 году Васнецов стал студентом Петербургской Академии художеств. Здесь он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. Первый год обучения принес Виктору заслуженную награду – серебряную медаль за ученические работы. Также Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей».
Важным событием в жизни художника стало знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, прославленным любителем и покровителем деятелей искусств. В подмосковной усадьбе Мамонтовых – Абрамцево собирались художники, литераторы, ученые, обсуждавшие исторические события и изучая археологические находки. Это подвигло Васнецова создать серию историко-былинных картин. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». В ней художник в былинно-песенной интонации воспел героизм русских воинов, как в поэме «Слова о полку Игореве». Он изобразил на картине не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на полотне, будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Одной из первых картин сказочной тематики является картина «Ковер-самолёт». В ней сплетены мотивы арабских и русских сказок. Художник достоверно передал фактуру богатого костюма царевича, ворс шерстяного узорчатого ковра, толстое стекло фонаря, золотые крылья Жар-Птицы.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. Сюжет картины взят из лубочной книги ХVIII века, в которой рассказывается, как Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. На полотне мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотисто-коричневый цвет шерсти волка словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». Сидящая на берегу омута девушка склонила голову, и ее грусти, искренней и нежной внемлет природа. В картине Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы.
Картина «Царевна-лягушка» стала одной из самых праздничных и светлых полотен. На переднем плане предстает танцующая девушка, одетая в зелёное платье с длинными рукавами. По легенде Василиса Премудрая находится на царском пиру. Вокруг неё на лавках изображены завороженные танцем гусляры. Махнув левой рукой, Василиса создает озеро, махнув правой – плывущих по нему лебедей.
Полотно «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство земных недр – золото, медь и уголь. За основу Виктор Михайлович взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
Самая крупная и значительная работа В. М. Васнецова – это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет. Эскиз картины «Богатыри» – первого полотна по мотивам русских былин Васнецов набросал в парижской мастерской своего друга, художника Василия Поленова. На картине изображены три русских богатыря, знаменитые герои народных былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Богатыри стоят на границе леса. Три монументальные фигуры всем своим видом показывают: родная сторона под защитой. На картине упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные, такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе.
Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества.
Для театра Васнецов написал акварельный эскиз подводного терема к опере «Русалка» А. С. Даргомыжского, блестяще оформил оперу «Снегурочка» Римского-Корсакова. Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка мецената и коллекционера Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
23 июля 1926 года художника Виктора Михайловича Васнецова не стало.
Книги о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова, которые вы можете прочитать в нашей библиотеке:
1. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. В. Васнецов / Г. Ветрова. – М. : Белый город, 2004. – 10 с.
2. Волховская А. Почему Мона Лиза улыбается ? : и еще 100 детских "почему" про искусство и художников / . - СПб. : Питер, 2015. - 64 с.
3. Ефремова Л. Васнецов / Л. Ефремова. – М . : «ОЛМА Медиа Групп», 2010. – 128 с. – (Галерея гениев)
4. Кирсанова В. Все шедевры русской живописи / В. Кирсанова. – М. : Олимп, 2001. – 334 с.
5. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы : повесть / Л. Кудрявцева. – М. : Детская литература, 1991. – 111 с.
5. Маковский С. Силуэты русских художников / С. Маковский. – М. : Республика, 1999. – 383 с.
6. Островский Г. Рассказ о русской живописи / Г. Островский. – М. : Изобразительное искусство, 1987. – 360 с.
7. Соколова Я. Великие люди России : [энциклопедия] / Я. Соколова. – Ростов н/Д : Проф-Пресс, 2019. – 96 с.
8. Художники России и их картины. Начальная школа. – М. : Вако, 2018. – 64 с.
9. Шанина Н. Сказка в творчестве русских художников : [альбом] / Н. Шанина. – М. : Искусство, 1969. – 136 с.