27 августа – День российского кино
В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения. Однако российское кино существовало и было любимо зрителями задолго до декрета.
В 1908 году режиссер А. Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница». В 1910-х годах В. Гардин, Я. Протазанов, Е. Бауэр и другие мастера режиссуры создали жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам. В 1911 году фирма Ханжонкова сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись настоящие звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
После Октябрьской революции 1917 года, на смену серебряному веку российского кино, пришел советский киноавангард 1920-х годов. Идеологическая цензура еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру С. Эйзенштейну экспериментировать в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). «Броненосец» стал первым российским полнометражным фильмом. Картина получила золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
Звук в советское кино пришел в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Н. Экка. Фаворитами кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие освоить новые возможности звука – братья Васильевы, М. Ромм и Ф. Эрмлер. Ученик и ассистент С. Эйзенштейна – Г. Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Л. Орлова – главной звездой советского экрана. В конце 30-х сняли свои первые сказки А. Роу и А. Птушко – будущие классики советского детского кино.
Великая Отечественная война резко изменила тематический и жанровый спектр кино. После короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие.
В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне, историко-биографические повести об ученых, полководцах и деятелях искусства. Развлекательный киноспектр был представлен комедиями Г. Александрова и И. Пырьева.
Несмотря на то, что сразу после войны детских фильмов было снято очень немного, именно они открыли детскому кино дверь в «золотой фонд» – были сняты «Первоклассница», «Золушка», «Старик Хоттабыч», «Пятнадцатилетний капитан», а также фильм для малышей «Слон и верёвочка». Фильмы для детсадовской аудитории были редкостью, зато для них выходило много мультиков. Киностудия «Союзмультфильм» в 50-х годах снимала ничуть не хуже знаменитой диснеевской студии – яркие краски, реалистичные и тщательно прорисованные фоны и герои. Самые знаменитые полнометражные мультфильмы – «Снежная королева» и «Аленький цветочек».
«Оттепель» 1950-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Г. Чухрай («Баллада о солдате»). Шедевр режиссера М. Калатозова «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
В середине 1960-х была фактически объявлена война авторскому кино, не укладывавшемуся в рамки соцреализма. Самой известной «жертвой» цензуры стал фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». Вместе с тем «оттепель» помогла выйти на экраны не только фильмам Тарковского («Иваново детство»), Г. Панфилова («В огне брода нет») и Л. Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям развлекательное кино в комедиях Л. Гайдая, Э. Рязанова и Г. Данелии.
В 60-х годах наступила эпоха творческого объединения «Юность», куда вошли молодые режиссёры киностудии «Мосфильм» и стали делать принципиально другое детское кино. Впервые в кино дети перестали быть положительными пионерами и стали задавать недетские вопросы: «А если это любовь?», «Дикая собака Динго», «Звонят, откройте дверь», «Девочка и эхо», «Доживём до понедельника» и другие.
В 1970-1980-е годы были сняты такие шедевры, как «Печки-лавочки» и «Калина красная» В. Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Г. Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Н. Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» В. Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» И. Авербаха и многие другие.
Для детей в 70-х вышли «Приключения Буратино» и «Розыгрыш», «Приключения Электроника» и «Школьный вальс», «Золотые рога» и «Сто дней после детства», а заодно и первые серии киножурнала «Ералаш». Пользовалась популярностью фантастика «Через тернии к звёздам» и «Гостья из будущего».
Посещаемость кинозалов в СССР в те годы была одной из самых высоких в мире. Миллионы зрителей смотрели комедии Л. Гайдая, Г. Данелии, Э. Рязанова, зрелищные ленты В. Мотыля («Белое солнце пустыни») и А. Митты («Экипаж»). Рекордсменами проката стали мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Б. Дурова.
«Перестройка» 1980-х годов стимулировала творческую энергию кинематографистов. На экран вышли ранее запрещенные фильмы. В жанровой палитре особое место заняли кинопритчи А. Сокурова, В. Абдрашитова, К. Шахназарова, Р. Быкова и других.
К 80-ым детское кино почти все ушло из кинотеатров на телеэкраны. Параллельно сказкам «После дождичка в четверг» или «На златом крыльце сидели» в моду входили жёсткие молодёжные драмы «Чучело», «Курьер», «Куколка», «Шантажист», «Плюмбум, или Опасная игра» – в них уже не было ничего от советского детского кино, но теперь именно они принимались молодёжной аудиторией.
В Советском Союзе ежегодно снималось до 200 художественных лент. А в 1990-е годы финансирование прекратилось. За десять лет на экраны вышло от силы двадцать незаметных детских фильмов. До настоящего времени детское кинопроизводство находится в кризисе. Режиссёры изредка снимают фильмы для семейного просмотра вроде «Хорошего мальчика», а подростковые социальные драмы, такие как «Игры мотыльков» или «Класс коррекции», смотрит в основном взрослая аудитория.
В 2000-х на экране появилось большое количество произведений высокого качества, авторами которых становились как признанные мастера, так и новые талантливые кинематографисты. В этот период российское кино сформировалось как индустрия.
В настоящее время для российских авторов, особенно молодых и начинающих, открываются новые возможности, что может обернуться прорывом для отечественной киноиндустрии и детской, в том числе.
В 2023 году сборы российских фильмов превысили годовые показатели проката за последние восемь лет. Наибольший вклад внесли фильмы «Чебурашка» и «Вызов».
Лауреатами престижной премии «Оскар» стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году – документальный фильм Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1969 году – «Война и мир» С. Бондарчука; в 1976 году – «Дерсу Узала» А. Куросавы (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году – «Москва слезам не верит» В. Меньшова; в 1995 году – «Утомленные солнцем» Н. Михалкова; в 2000 году – анимационный фильм А. Петрова «Старик и море».
История праздника День российского кино началась в 1980-х годах. Указом президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» день 27 августа получил официальный статус и стал называться Днем советского кино.
В редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» праздник был переименован в День кино. Потом этот день решили перенести на 28 декабря (когда во всем мире отмечается Международный день кино).
Некоторое время День кино в России не отмечался. Но в 2001 году День российского кино решили возобновить. 27 августа в крупных городах страны обычно проходят кинопоказы, встречи с актерами и режиссерами, разнообразные мастер-классы. С 2016 года в этот день проходит всероссийская акция «Ночь кино».
Книги по теме в фонде библиотеки:
1. Александров Г. В. Эпоха и кино. – М. : Политиздат, 1983. – 336 с.
2. Дети и кино : по обе стороны экрана. – М. : Редакция журнала «Искусство в школе», 2007. – 48 с.
3. Медведев А. Н. Десятая муза : рассказы о киноискусстве. – М. : Детская литература, 1977. – 176 с.
4. Музыка в кино. – М. : Редакция журнала «Искусство в школе», 2005. – 96 с.
5. Мусский И. А. Сто великих актеров. – М. : Вече, 2003. – 528 с.
6. Ожившие сказки. – Таллин : Периодика, 1977. – 128 с.
7. Парамонова К. К. Магия экрана : размышления о киноискусстве для малышей. – М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987. – 112 с.
8. Паркинсон Д. Кино. – М. : Росмэн, 1996. – 160 с.
9. Петров А. П. Диалог о киномузыке. – М. : Искусство, 1982. – 176 с.
10. Польская Л. И. Кто делает кино ? – М. : Детская литература, 1988. – 208 с.
11. Разное кино. – М. : Редакция журнала «Искусство в школе», 2009. – 48 с.
12. Рудницкий К. Л. Любимцы публики. – К. : Мистецтво, 1990. – 370 с.
13. Самые знаменитые артисты России. – М. : Вече, 2000. – 464 с.
14. Скляренко В. М. 100 знаменитых актеров. – Х. : Фолио, 2004. – 512 с.
15. Соболев Р. П. Как кино стало искусством. – К. : Мистецтво, 1975. – 176 с.
16. Сто великих режиссеров. – М. : Вече, 2004. – 480 с.
17. Сурин В. Там, где создают фильм : [альбом]. – М. : Искусство, 1963. – 112 с.
18. Черкасов Н. К. В театре и в кино. Рассказ о труде актера. – М. : Детская литература, 1973. – 144 с.
19. Энциклопедический словарь юного зрителя : театр, кино, цирк, эстрада, телевидение. – М. : Педагогика, 1989. – 416 с.
20. Я познаю мир. Кино. – М. : АСТ, 2000. – 432 с.