11 сентября исполняется 130 лет со дня рождения Довженко Александра Петровича
Родился в 1894 года на хуторе Вьюнище в предместье уездного городка Сосницы Черниговской губернии в бедной крестьянской семье. Родители Александра были неграмотными, но отец не пожалел средств на обучение сына, продав часть земли.
Учился Александр сначала в Сосницкой начальной школе, а затем в городском училище, считавшемся «высшим начальным». Учёба давалась ему легко, в классе он был отличником. В 1911 году он поступил в Глуховский учительский институт – не потому, что хотел стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, и стипендия там составляла 120 рублей в год. Институт он окончил в 1914 году и был направлен в Житомирское начальное училище, где из-за нехватки учителей преподавал несколько дисциплин: природоведение, гимнастику, географию, физику, историю и рисование.
Первая мировая война не затронула Александра – в армию его не призвали из-за болезни сердца. Революцию и свержение самодержавия он встретил восторженно, но признавался, что «вошел в Революцию не в ту дверь».
Осенью 1917 года Довженко переезжает в Киев, поступает на экономический факультет Коммерческого института, потому что его аттестат не давал возможности поступать в другие высшие учебные заведения, и это был единственный способ получить высшее образование. В этом же году в Киеве была основана Украинская академия искусств. Довженко становится ее слушателем, однако, так ее и не закончил, а Коммерческий институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.
С начала гражданской войны Довженко служил добровольцем в армии УНР, был воином 3-го Сердюцкого полка. Принадлежал к куреню Черных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского «Арсенала». Эти события впоследствии, он изобразит в своем фильме «Арсенал», но уже с другой стороны баррикад.
В 1919 году он преподает в Житомире историю и географию в школе червоных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии РККА, которой командовал Н. Щорс. В 1920 году Довженко назначается заведующим Житомирской партийной школой, попадает в польский плен, но ему удается бежать.
Вернувшись в Киев, занимает различные должности: секретаря Киевского губернского отдела народного образования, комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств. В апреле 1921 года А. Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР и направляют на дипломатическую работу в Польшу. Там он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства.
В начале февраля 1922 года Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии. К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Поскольку совмещать служебные обязанности в Торгпредстве и рисование Довженко становилось все труднее, он обращается в ЦК КП(б)У с заявлением о предоставлении ему возможности заняться в Германии изучением графики.
В апреле 1922 года, получив вид на жительство, Довженко приехал в Берлин, где около года учился в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля. Но в августе 1923 года Довженко был отозван на Украину и отправился в Харьков, где работал преимущественно как художник. Был художником-иллюстратором в редакции газеты «Известия ВУЦИК», сотрудничал с периодическими изданиями в качестве художника-карикатуриста под псевдонимом «Сашко», оформлял обложки журналов. Также стал известен как иллюстратор книг.
В 1925 году Довженко отправляется в Одессу, где начинает учиться кинопроизводству. Не имея ни опыта, ни образования в этой области, он начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. В этот период он пишет сценарий сатирической комедии «Вася-реформатор», разоблачающей некоторые стороны нэповского быта, выступает режиссером и постановщиком, но вышедший на экраны в 1926 году фильм не сохранился. В этом же году Александр Петрович окончательно перебирается в Одессу, работает режиссером на кинофабрике.
В 1928 году Довженко снимает полнометражный фильм «Звенигора», в котором причудливо переплетались эпизоды украинской истории со сценами Гражданской войны, соединились революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, создание фильма ознаменовало рождение украинского кино.
Фильм «Арсенал» о восстании киевских рабочих, снятый в 1929 году, принес Довженко поистине мировую славу. Режиссер сам написал сценарий, во многом основываясь на собственных воспоминаниях. 1930 году Довженко снял фильм «Земля», ставший третьим немым фильмом его «Украинской трилогии» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). Следующей работой Довженко стал звуковой фильм «Иван» (1932) о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии.
В 1934 году Довженко переезжает в Москву, где поступает режиссером на «Мосфильм», тогда еще студию «Союзкино». Еще в начале 1933 года Довженко подал заявку на фильм «Аэроград» о Дальнем Востоке, оговаривая, что сценарий напишет с Александром Фадеевым. Заявку утвердили и Довженко с женой четыре месяца провели на Дальнем Востоке, снимая фильм. В январе 1935 года Довженко был награжден орденом Ленина
В 1939 году режиссер снимает картину «Щорс». Картина имела большой успех: было продано 31 миллион билетов. В 1941 году Александр Петрович получил за этот фильм Сталинскую премию первой степени.
В июле 1941 года Довженко вместе с женой был эвакуирован на Восток – сначала в Уфу, а затем в Ашхабад, куда была перемещена Киевская киностудия. В феврале 1942 года в звании полковника его отправляют на Юго-Западный фронт, где он пишет рассказы, статьи, тексты для листовок.
В годы Великой Отечественной войны Довженко снял несколько документальных фильмов, в том числе фильм «Битва за нашу Советскую Украину». В титрах фильма режиссерами значатся его жена Ю. Солнцева и Я. Авдеенко. Но текст и монтаж были Довженко. Картина имела большой успех.
В течение лета 1943 года А. П. Довженко пишет киноповесть «Украина в огне». Но повесть была запрещена для печати и для постановки. В феврале 1944 года он был освобожден от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссером «Мосфильма». Несмотря на опалу, ему позволили поставить фильм по своему сценарию о жизни И. Мичурина «Жизнь в цвету». Этот первый цветной фильм стал новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве. В 1949 году за этот фильм Довженко и Солнцевой была присуждена Сталинская премия второй степени.
Трагичная судьба ждала последнюю работу Довженко – фильм «Прощай, Америка!». Он был задуман как агитационный памфлет, но остался незаконченным. Картина пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны.
В последние годы Довженко был занят педагогической деятельностью – с 1949 года он преподавал во ВГИКе на кафедре драматургии. Также режиссер продолжал работать над сценариями будущих картин, а также романом-эпопеей «Золотые ворота».
Осенью 1951 года Довженко побывал на строительстве Каховской ГЭС. Увиденное настолько поразило его, что он решает поставить фильм о стройке и ее людях. Пять лет он работал над материалами к фильму, который должен был стать гимном могуществу человеческого духа. Но поставить картину не успел. В ночь на 25 ноября 1956 Александр Довженко умер от инфаркта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Многие из своих сценариев Довженко не успел реализовать. Его супруга Юлия Солнцева уже после смерти мужа сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».
Именем Довженко названы улицы в Москве, Волгограде, Киеве, Одессе, Львове и в городе Новая Каховка.
Книги по теме в фонде библиотеки:
1. Довженко А. П. Арсенал. – Львів : Каменяр, 1982. – 184 с.
2. Довженко А. П. Зачарована Десна: кіноповість. – К. : Національний книжковий Проект, 2011. – 144 с.
3. Довженко А. П. Сторінки щоденника. – К. : Видавництво гуманітарної літератури, 2004. – 384 с.
О писателе:
1. Довженко в воспоминаниях современников. – М. : Искусство, 1982. – 280 с.
2. Марьямов А. М. Довженко. – М. : Молодая гвардия, 1968. – 384 с.
3. Писатели советской Украины: справочник. – К. : Радянський письменник, 1960. – 580 с.
4. Соболев Р. П. Довженко. – М. : Искусство, 1980. – 352 с.
5. Сто великих украинцев. – К. : Арий, 2007. – 480 с.
6. Сто великих украинцев. – М. : Вече, 2002. – 592 с.
7. Уроки Александра Довженко: сборник статей. – К. : Мистецтво, 1982. – 216 с.
8. Ушаков Д. А. Великие украинцы. – Харьков : Фактор, 2008. – 200 с.